×

Приветствую вас на персональном сайте в виде книги - Papich.ru

Home

« »

День 5

ДЕНЬ 5

Утро хорошее, солнечное и не жаркое. Сегодня мой рюкзак стал легче – дежурные используют свои баллоны, так что два моих баллона уже полупустые, и ушел сыр. Итого, минус 1300 – 1400 г.
Предстоят броды. Пока все собираются, успеваю помыть голову. Намыливаю волосы – и вижу Инну, она мне машет. ОК, я быстро сую голову в ручей. Обжигающе холодно!

Доходим до бродов. Сменив обувь, переходим реку. Идем по тропе вдоль реки. Снова переходим брод. Саша уходит искать тропу, а находит дорогу. Выбираемся на дорогу, проходим метров 100, и, что бы вы думали? Опять брод! День жаркий, и броды замечательно освежают! Вода в реке такая вкусная, я пью, стоя в реке и зачерпывая воду рукой. Где еще такое возможно? Долго спускаемся по каменистой дороге в лесу. Дорога широкая, можно идти по 2е-по 3е. Руслан, заговорившись с кем-то, упал, сильно ушиб колено. Отдаю ему свой наколенник.

Вот и следы человеческой деятельности! Поляны с напиленными бревнами, следы стоянки. Значит, скоро поселок. По Сашиному навигатору до поселка километра 1,5. Из леса возле дороги нас окликают женские голоса. Никого не видно, только слышно. Нас спрашивают, не видели ли мы медведя. Какая свежая шутка! Спрашивают, откуда мы. На ходу отвечаем, что из Питера. «А мы из Арзамаса.» Зовут играть в карты.

Приходим в поселок. Долгожданный Загедан! Магазина в поселке нет, только стройка и режимный объект. А как хотелось маринованных помидоров или хотя бы просто мороженного! Через 4 км будет поселок Дамхурц – может, там повезет? За поселком дорога широкая и белая от пыли. Пыльная листва, пыльная трава по обочинам. На дороге довольно оживленно – нам навстречу проезжают несколько машин в облаке пыли. Из леса, видимо, по местной традиции, нас окликают мужские голоса. Правда, в отличие от первого, их предложение нечленораздельное.

Пыльная скучная однообразная дорога. Я играю в такую игру: догони того, кто впереди. Иду быстро, отталкиваясь палками. Последовательно догоняю и обгоняю того, кто передо мной, в конце-концов, догоняю Руслана, он, как всегда, первый. Делаем короткий привал, поджидая остальных. Снимаю ботинки, чтобы размять ноги. Привет, мозоли! Хорошо, что они не сильно беспокоят.

Выходим к широкому мосту. Под ним – бирюзового цвета полноводная река с белыми пенными барашками. Солнце пронизывает быструю воду. Так хочется окунуться! Бросаю рюкзак и спускаюсь к воде. Инна купается, мальчишки тоже. Мне очень хочется искупаться, но купальник далеко. Ладно, буду купаться в одежде. Забегаю в воду, и сразу течение подхватывает и несет, даже так близко к берегу оно неожиданно сильное. На берег приходят местные прыгать с моста, а мы идем дальше. Впереди бежит Шаньгин. Вот это разогнался!

Приходим в поселок. Инна и Кристина идут договариваться по всяким организационным вопросам. Мы остаемся сидеть возле сетчатого забора. За забором – лагерь какого-то лингвистического института. Напротив – база отдыха. Если добавить к этому несколько домов в начале улицы – вот и весь поселок. Магазина, как такового, здесь нет. Но Инна и Кристина приносят 4 буханки свежего белого хлеба, сок в пачках и маринованные огурцы. Маринованные огурцы!!! Буханку и соки тут же делим и съедаем. Вкусно! Дюнич и Руслан канючат, чтобы их отпустили в магазин. Но магазина нет – есть просто угол частного дома, лавка без окон, где все свалено в кучу. Инна и Кристина опять уходят. Улица пуста. На базе и в лагере тоже не видно движения. Скучно и жарко. Из ворот базы выезжает большая армейская машина с открытым кузовом. Нам бы такая подошла. Но машина уезжает в другом направлении. Приходит Инна и расстроено говорит: «Все плохо. Машина только что уехала. Вернется только… — тут ее лицо подозрительно меняется, — через 2 часа и нас заберет!!» Ур-р-ра!

Уходим из поселка, нас заберут от местного памятника. Так что пока будем обедать. Возле обелиска табличка с информацией, что мы вступаем в заповедник. Инна и Кристина уходят платить экологический взнос. В ожидании обеда мальчики играют в 1000, Настя читает, кто-то уходит купаться, я делаю упражнения на пресс. Вот мало мне нагрузки! Возвращаются Инна и Кристина. Знаете ли вы, как вести себя в заповеднике? Ну понятно, не собирать, не рвать, не мусорить, не жечь… Что делать при случайной встрече с леопардом… Ага, именно с леопардом. Мы вступаем в ареал его обитания. Случаев нападения на человека до настоящего времени не было. Все очень радуются и обсуждают возможную встречу. Суп сварен, но и водитель уже подъехал. Быстро едим, очень быстро собираемся, и еще быстрее прыгаем в машину. Все, поехали.

Не поехали – помчались! Лесная дорога, пусть с небольшим, но постоянным подъемом, идет по смешанному лесу. Крупные ели с обеих сторон, кусты и лиственные деревья – лес плотно стоит вдоль дороги, и нас, как плетьми, охлестывает ветками. Сидим на скамейках и держимся руками за борта, за раму, за рюкзаки. Трясет, хлещет, подбрасывает, мотает – чудно! Все очень довольны и смеются. Счастливые какие лица! Вот ЭТО запомнить. Похоже на аттракцион «Американские горки» с дополнительной опцией «вибромассаж» и бонусом – баней с веником.

По пути Инна и Настя сочиняют фразы для отчета: «долгий подъем по лесной дороге перемежался частыми бродами….» и все в таком духе. Особенно здорово звучит про до-о-олгий подъем. Как представишь, что этот подъем мы могли бы совершать пешком…
Мчась на скорости, выскакиваем нос к носу с другим тяжеловозом, груженым бревнами. Дорога, естественно, не прямая, извилистая и холмистая, поэтому наш водитель прямо-таки изящно выписывает все изгибы дороги задним ходом. Сердце замирает – за бортом крутой склон к реке, почти обрыв. На подъемах есть опасность вывалиться из кузова. Особенно это касается тех, кто сидит ближе к выходу. Так, пятясь задом, доезжаем до полянки. Машина медленно скатывается с дороги, аккуратно зависая на боку. Встаем и пропускаем встречную машину. Кстати, по пути нам встретился информирующий щит, призывающий водителя перед крутым подъемом остановиться и высадить пассажиров. Об этом я узнаю уже после.

Бешеная скорость, с какой мы мчались по лесной дороге – это 11 кмч. Доезжаем до погранзоны за час. А шли бы целый день. Пропускной пункт – забор из бревен и несколько домиков. Останавливаемся, пограничники забирают документы на проверку. Стоим долго. Потихоньку почти все вылезают из машины. Спрашиваем у пограничников про леопарда. Да, говорят, водится. Вот один и у нас есть – серый такой, полосатый. К нам приходит котик с очень симпатичной мордой, желтыми глазами, ластится об ноги, чтобы погладили. Шерсть у него короткая и густая, такая упругая и мягкая под рукой, гладить его очень приятно. Игорю так нравится кот, что он никак не может нагладиться, котик валится на бок, и Игорь тоже, изображает леопарда. Отходит Игорь – приходит Шаня. Шаня носит кота на руках, так и сяк его вертит, кот похоже, уже не рад, что пришел. Шаня предлагает взять кота с собой, но стоит ему отпустить кота, как тот сваливает подальше. Шаня переключается на местную собачку, которая вертится рядом. Загладим всех!

Проверка наших документов затягивается. Пограничники сидят в беседке перед постом, пьют чаек и разговаривают с водителем. Неспешно. Мальчики начинают разбирать машину. Стоп, мальчики, машина нам еще нужна!

Становится холоднее. Дело движется к закату. Наконец, нас отпускают. На прощание дают совет идти по маркирам – отсюда до Красной поляны идет маркированная тропа с красными метками. Отлично! Это здорово, потому что у нас нет описания двух перевалов: Кваты и Кирдывача. Теперь точно не заблудимся. Едем еще километров 5. На другой стороне долины, высоко в горах водопад. Отсюда он кажется тонкой струйкой. Проезжаем вертолетную площадку, телят, бредущих по дороге без всякого присмотра.

Перед дощатым мостиком выгружаемся из машины. Здесь же – столик под деревьями, на нем – сюрприз. Несколько вареных картофелин, хлебцы, уже порядком отсыревшие, соль, конфеты. Фотографируемся на мостике. Уже в сумерках идем по тропе. Еще метров 200 – и мы на стоянке. Высота – 1600 м. Рядом – река. Я стираю вещи, уже накопилось порядочно. Настя читает с фонариком, скоро конец книги. Книга ей надоела, но она привыкла дочитывать до конца. Саша готовит ужин, отдаю ему начатые баллоны. – 300 г. Готовим на баллонах, но тут же, рядом – костер. Это для удовольствия. На ужин – пюре с сублиматами и маринованные огурцы! Это тоже для удовольствия.

Отбой. Мне поступает предложение, от которого я не могу отказаться. Сидим у костра, но его свет не заслоняет звезд. Здесь они крупнее и ярче, а небо – темнее. Напротив меня – Большая Медведица. Долго лежу в ночи, думая о разном. Хочется написать стих, но получается только первая строчка «Связи нет, и не будет еще километров сто….» И пустота, ничего, чтобы наполнить его смыслом, поэзией. Тишина.